Наследие Джеляледдина Руми В Исследованиях Академика В.А.Гордлевского

  • Таира Алиева Институт Рукописей им, М.Физули Национальной Академии Наук Азербайджана, старший научный сотрудник
Keywords: Джеляледдин Руми, Гордлевский, мевлеви, суфий

Abstract

Известный ученый-востоковедВ.А.Гордлевский в своих исследованиях не обошел стороной творчество ДжеляледдинаРуми, известного как Мевлане (1207-1273/74) – одного из выдающихся суфийских поэтов, основателяв городе Конья дервишского ордена мевлевийа, названного в его честь.

Существует много путей познания истины. Создаваемые многими учеными богословами различные тарикаты, текке (в нынешнем понимании «организация», «направление») были направлены на объединение людей для служения Богу, объединение под флагом Ислама для совершения богоугодных дел, помощи бедным, утверждению социального равенства, пресечению фактов угнетения бедных богатыми. Орден «мевлевийе» Дж.Руми был самым влиятельным среди таких тарикатов.

Согласно Руми, Бог абсолютно непознаваем.Oн творец всех реалий. Человеческий разум не в силах познать сущность, но ее атрибуты мистики познают интуицией и чувством – беспредельной любовью. Существует непрерывный, единый и вечный процесс, идущий по кругу, процесс нисхождения и восхождения (от Него и к Нему).

References

1. Abdülkadir Erdoğan,Necmeddin Ahmedin sandukası(Konya,1936,n.2,s.108)
2. Aflaki.Menaqib-el-Arifin(Cl.Huart.Les saints des derviches tourneurs,Recits,traduits du persan et annotes,Paris,t.1,1918,t.2,1922).
3. Ahmet Refik.Anadoluda Türk aşiretleri(966-1200),İstanbul,1930.
4. Cl. Huart, Les saints des derviches tourneurs, t.I, p.336
5. D.S.Margolioth,Mawlawiya (“Enzyklopaedie des İslam”, Bd.III, Leiden-Leipzig, 1936), S.487.
6. Fuat Köprülü.Türk dili ve edebiyatı hakkında araştırmalar,İstanbul,1934.15.Mehmet Yusuf.Konya asarı atika müzesı rehberi,İstanbul,1930.
7. Köprülüzade Mehmet Fuad.Bizans müesseselerinin Osmanlı müesseselerine tesiri.
8. O.Spies, Mu`nis al-`Ushshaq. The friend by Shihabuddin Suhrawerdi Maqtul [“Bonner Orientalistische Studien” (Stuttgart Heft 7, 1934], s.8.
9. T.Houtsma.Recueil de textes relatifs a l’histoire des Seldjoucides,vol.III,partie I’Histoire des Seldjoucides de l’Asie Mineure d’apres İbn-Bibi,Leide,1891.
10. Talat Mümtaz Yaman,Kastamonu tarihi,İstanbul,1935, s.87.
11. V.Cuinet.LaTurquie d,Asie-Minore,t.1,f.3,Paris,1895, p.829.
12. В.А.Гордлевский. Баха-уд-дин Накшбенд Бухарский (сб. «Сергею Федоровичу Ольденбургу», Л., 1934), стр. 162
13. В.А.Гордлевский. Из комментариев к староосманскому переводу хроники малоазийских Сельджукидов, так называемой хроники Ибн-Биби («Древности восточные», т.4. М.,1913)
14. В.А.Гордлевский. Избранные сочинения в четырех томах. Москва. 1960-1968 годы.
15. В.В.Бартольд.«О некоторых восточных рукописях в библиотеках Констан¬ти¬но¬поля и Каира» («Зап. Вост. Отд. Имп.Русскогоархеол. об-ва», т. XVIII, СЦб., 1908),стр. 0124-0137.
16. В.В.Бартольд. О погребении Тимура.(«Зап. Вост. Отд. Имп. Русскогоархеол. об-ва», т. XXIII, вып. I-II. СЦб., 1915),стр. 4.
17. В.В.Бартольд.Туркестанв эпоху монгольского нашествия, ч.2, СПб, 1900 год.
18. В.Д.Смирнов. Мнимый турецкий султан, именуемый у европейских писателей XVI века Calepinus Cyriscelebes(«Записки Восточного отделения Русского архео¬ло¬гического общества», СПб, 1908, т.18).
19. Е.Бертельс. Великий Азербайджанский поэт Низами. Баку. 1940.
20. И.Ю.Крачковский. Две арабские сказки из Назарета, - «Сообщения Российского палестинского общества, ХХIХ, стр. 31, прим. 5).
21. کوپریلی زاده محمد فؤاد، آناطولیده اسلامیب، ص. ۳٧.
22. «Voyages d, İbn Batoutah, texte arabe, accompagne d’une traduction par C.Defremery et B.R.Sanguinetti», Paris, 1854.
Published
2022-03-07
How to Cite
Алиева, Т. (2022). Наследие Джеляледдина Руми В Исследованиях Академика В.А.Гордлевского. Central Asian Journal of Social Sciences and History, 3(3), 24-31. Retrieved from https://cajssh.centralasianstudies.org/index.php/CAJSSH/article/view/265
Section
Articles